С О Д Е Р Ж А Н И Е
3. Чак Планк о словах (для тех кто любит задрачиваться)
4. Как не испортить персонажа?
|
Вы последний раз заходили Сегодня, 18:28 Текущее время 11 Ноя 2024 18:28 Отметить все форумы как прочтенные |
Последние сообщения Активные темы дня Активисты дня Активисты форума |
Если уж ты задался таким вопросом - это значит, что ты хочешь чему-то научиться, что тебе понадобиться, чтобы хорошо написать пост.Не будем томить, приступим к теории и паре примеров.Что самое главное? Это стержень. Ты точно должен знать, что собираешься описывать, а самое главное - знать своего персонажа. Для этого тебе нужно представить, что же собственно происходит.Пример:Ваш персонаж идет в сторону города, хочет пройти через ворота, но там стоят стражники, ничего необычного, обычная проверка того, что за существо стремится к улицам города.Дадим условное имя персонажу и городу, поехали.Себастьян прошел мимо стражников и попал в город.Выглядит не самым лучшим образом, согласитесь? Что делать? Описывать подробнее: откуда шел Себастьян, реакция стражников и подлить немного соуса красивых изречений, которые придумать, не так уж сложно.Себастьян, возвращаясь после утомительной работы на лесопильне, куда он устроился, чтобы прокормить свою жену и единственную дочь, наткнулся на весьма обыденное препятствие - стражника. Человек в латах остановил лесоруба, преградив путь древком копья, щурясь сквозь забрало он удостоверился, что это обычный житель и принял обычное положение, пропуская Себастьяна в город.Уже лучше. Что же сделать еще, чтобы пост стал одним из номинантов на премию "Пост Года"? Сейчас расскажу. В принципе, и это уже можно считать хорошим постом, но слишком мало действий для одного сообщения. А если больше не сделать, но красивее хочется? Тысячи способов. Один из них - добавить сравнения. Сравнивать можно всё, что душе угодно с чем угодно. Второй пункт - описание внешности как Себастьяна, так и стражника. Немного предыстории о тяжкой работе нашего хранителя врат и можно продолжать.Со стороны леса, походкой напоминающей подбитого тролля, шел человек лет сорока, одетый в мятую клетчатую сорочку зеленого цвета, его звали - Себастьян, щетинистое лицо и почти сомкнутые веки освещали о его сильной усталости, возвращаясь после утомительной работы на лесопильне, куда он устроился, чтобы прокормить свою жену и единственную дочь, он наткнулся на весьма обыденное препятствие - стражника. Человек, на латах которого играли блики солнца, а через открытое забрало было видно покрытое десятками прыщей лицо, остановил лесоруба, преградив путь древком копья, стражник делал подобные действия уже на автомате, день за днём проверяя сотни проходящих гуманоидов и их тележек с товаром, щурясь от треклятых лучей света, он удостоверился, что это обычный житель и убрал оружие ближе к себе, пропуская Себастьяна в город.Уже лучше, согласитесь? Но можно еще! И еще! Что же дальше? Диалог! Заставив их переброситься парой фраз вы можете добавить не только объем и красоту, а так же отсылки к историям героев, что является главным в составлении поста.Отходя немного от нашего лесоруба, пока об этом идёт речь, скажу, что в вашем письме не должно быть много воды. Вы не должны писать непричастные к ситуации вещи, описывать жизнь белок на деревьях, чтобы пост был больше. Строго по делу, вся информация и все буквы - часть истории вашего героя.Так вот, добавив диалог, а так же мысли персонажей - вы сделаете их живее, реалистичнее, а пост больше.Все, я думаю, умеют ставить "-" перед обращением героя, но не все правильно заканчивают фразу.А мысли нужно обосабливать "кавычками", как слово "кавычки". Ну и немного сравнения и больше краски в описание. Ниже покажу.Со стороны леса, походкой напоминающей подбитого тролля, шел человек лет сорока, одетый в мятую клетчатую сорочку зеленого цвета. Его звали - Себастьян, щетинистое лицо и почти сомкнутые веки освещали о его сильной усталости, возвращался мужчина с утомительной работы на лесопильне, куда он устроился, чтобы прокормить свою жену и единственную дочь."Чертовы бюрократы, почему я должен день ото дня помимо спиливания, поглоти их бездна, деревьев, расписываться за каждую веточку, мать их перемать, чертов новый король, при Винтарионе такого не было..." - потерявшись в собственных мыслях он наткнулся на весьма обыденное препятствие - стражника. Человек, на латах которого играли блики солнца, подобно ребятишкам в Королевском Саду, а через опущенное забрало, походящее на второй подбородок, было видно покрытое десятками прыщей лицо, причем судя по довольно плотной комплекции оного нельзя было точно сказать, второй он или третий, подбородок этот.Стражник остановил лесоруба, преградив путь древком копья, занозы от которого не давали бы покоя ни одному воину, если бы не перчатки. Да, оружие им выдавали, мягко говоря, не первого качества. Стражник работал уже на автомате, день за днём проверяя сотни проходящих гуманоидов и их тележек с товаром, щурясь от треклятых лучей света, он взглянул на Себастьяна и процедил:- Сиб? С работы? Ну проходи... - с ноткой сожаления и одновременно с облегчением сказал хранитель врат, наверняка ему было очень скучно, однако чего-то интересного, пытающегося проникнуть в город он точно боялся- Вечер добрый. - лишь высказал Себастьян в ответ и отправился по родной тропинке к себе домой.Хорошо. Получился нормальный пост. Но можно ли добавить что-то еще, спросите вы? Конечно же да! Помимо бесконечных сравнений после каждого слова, можно написать еще и о пейзаже, погоде и вообще об окружении.Солнце уже было далеко не в зените и почти коснулось краем горизонта, что нисколько не мешало воздуху быть терпким и жарким, мучая путников жаждой и духотой.Со стороны леса, походкой напоминающей подбитого тролля, шел человек лет сорока, одетый в мятую клетчатую сорочку зеленого цвета. Его звали - Себастьян, щетинистое лицо и почти сомкнутые веки освещали о его сильной усталости, возвращался мужчина с утомительной работы на лесопильне, куда он устроился, чтобы прокормить свою жену и единственную дочь."Чертовы бюрократы, почему я должен день ото дня помимо спиливания, поглоти их бездна, деревьев, расписываться за каждую веточку, мать их перемать, чертов новый король, при Винтарионе такого не было..." - потерявшись в собственных мыслях он наткнулся на весьма обыденное препятствие - стражника. Человек, на латах которого играли блики солнца, подобно ребятишкам в Королевском Саду, а через опущенное забрало, походящее на второй подбородок, было видно покрытое десятками прыщей лицо, причем судя по довольно плотной комплекции оного нельзя было точно сказать, второй он или третий, подбородок этот. Стражник остановил лесоруба, преградив путь древком копья, занозы от которого не давали бы покоя ни одному воину, если бы не перчатки. Да, оружие им выдавали, мягко говоря, не первого качества. Стражник работал уже на автомате, день за днём проверяя сотни проходящих гуманоидов и их тележек с товаром, щурясь от треклятых лучей света, он взглянул на Себастьяна и процедил:- Сиб? С работы? Ну проходи... - с ноткой сожаления и одновременно с облегчением сказал хранитель врат, наверняка ему было очень скучно, однако чего-то интересного, пытающегося проникнуть в город он точно боялся- Вечер добрый. - лишь высказал Себастьян в ответ и отправился по родной тропинке к себе домой.Это не большое дополнение, но благодаря ему, скажу вам честно, появилось логическое начало, вступление. Не обязательно постоянно в каждом посте писать о падающем/встающем/гаснущем солнце, можно просто изрекнуться о нем в начале отыгрыша, если погода сильно не менялась. Можно заметить её особенности самим персонажем. Выражать это на окружающих предметах, как блики на латах стражника.Что же, добавлю, по-моему мнению, финальную версию поста, который мы с вами сочиняли и расскажу еще пару приемов.Со стороны леса, походкой напоминающей подбитого тролля, шел человек лет сорока, одетый в мятую клетчатую сорочку зеленого цвета. Его звали - Себастьян, щетинистое лицо и почти сомкнутые веки освещали о его сильной усталости, возвращался мужчина с утомительной работы на лесопильне, куда он устроился, чтобы прокормить свою жену и единственную дочь."Чертовы бюрократы, почему я должен день ото дня, погибая от жары, помимо спиливания, поглоти их бездна, деревьев, расписываться за каждую веточку, мать их перемать, чертов новый король, при Винтарионе такого не было..." - потерявшись в собственных мыслях он наткнулся на весьма обыденное препятствие - стражника.Человек, на латах которого играли блики солнца, подобно ребятишкам в Королевском Саду, а через опущенное забрало, походящее на второй подбородок, было видно лицо, где между рядами прыщей протекали капли пота, причем судя по довольно плотной комплекции оного нельзя было точно сказать, второй он или третий, подбородок этот. Стражник остановил лесоруба, преградив путь древком копья, занозы от которого не давали бы покоя ни одному воину, если бы не перчатки. Да, оружие им выдавали, мягко говоря, не первого качества. Стражник работал уже на автомате, день за днём проверяя сотни проходящих гуманоидов и их тележек с товаром, щурясь от треклятых лучей света, он взглянул на Себастьяна и процедил:- Сиб? С работы? Охота же тебе по своей воле туда ходить летом... Ну проходи... - с ноткой сожаления и одновременно с облегчением сказал хранитель врат, наверняка ему было очень скучно, однако чего-то интересного, пытающегося проникнуть в город он точно боялся- Вечер добрый. - лишь высказал Себастьян в ответ и отправился по родной тропинке к себе домой, борясь с манящим запахом из соседнего кабака.Вот так и получается, господа. Малейшее действие или происшествие, вы описываете красивее, вспоминая о том, что можно добавить несколько мелких деталей. Из обычного предложения мы получили сообщение, полное истории и мелких переживаний наших героев. На ком-то мы акцентировали внимание (главный герой - Себастьян), а кого-то лишь мельком описали (стражник). И этого вполне достаточно.
Общие советы к постам
Начитавшись всякого в конкурсе двух топоров я заметил не очень приятную тенденцию: хороший в общем-то персонаж делает глупости чтобы хоть как-то продвинуть сюжет.
Это не очень в общем-то хорошо. Не, персонаж всё же живой человек, и имеет талончик на выполнение нормы глупостей, но если мы зовём персонажа профессионалом, опытным, правильным или умным... Да, здесь я ухожу в дебри и нужны примеры.
В качестве примера, и чтобы никому не было обидно, возьмём классический сюжет: "лис решил забраться в курятник" (про лисиц то я давно ничего не писал). Положим, что в сцене есть забор, полоса препятствий с собакой (обычно) и хозяином (если не повезёт), а в курятнике ждёть награда, которую надо извлечь, вынести, и только потом можно ею награждаться.
Итак, если некий абстрактный лис решил забраться в курятник.
Это нормально, вовсе не потому что лисы туда регулярно ходят (то бишь не важно как в реальности дело обстоит), а потому что в фольклоре ("культурном контексте") заложено, что есть такая вот тенденция. Значит здесь мотивация заложена изначально.
Если же лис не абстрактный лис, а голодный, то тут даже без контекста всё ясно. Голод не тётка, а дядьку лис не выдюжит.
Однако, некоторые игроки в пылу затейств берут и говорят, что лис наш знатного рода, а у его отца своя птицеферма, там лучшие куры галактики и всё такое. И тут у нас абстрактный лис превращается в немотивированного. Автор может, конечно, костылями подпереть: например, у лиса такая традиция по пятницам лазить в курятник с риском для жизни. Это вполне может быть, некоторые же (я щас про экстремалов, а не любителей селфи) лазают с риском для жизни во всякие места.
Но тут надо понимать грань между глупостью и острыми ощущениями. Она в тренировках. То бишь лис-экстремал, он сначала будет долго тренироваться на муляже (у него же целя фабрика, есть где потренироваться), прорабатывать планы проникновения, бегства, вероятно продумает страховку. И только потом влезет.
При этом не стоит забывать, что с бухты барахты желание острых ощущения не появляется, то бишь подобные склонности либо должны быть у персонажа до сюжета, либо чем-то мотивированны, если они появились вот прям щас.
Итак, лис лезет в курятник с мотивацией и опытом. Если опыта у него всё же нет (то бишь, полез впервые из-за голода, например), то это лучше компенсировать мотивацией, заодно объяснить почему он не избрал иные более безопасные пути добыть еду. Да, это частая ошибка, когда при наличии альтернатив персонаж избирает не самый выгодный путь, зрелищный.
Если опыт есть, то перед лисом встаёт задача вспомнить, как он все предыдущие разы решал вопрос с собакой и хозяином. Некоторые авторы, показывая якобы опытного героя, заставляют его делать всё как в первый раз, хотя там ожидается с десяток опробованных вариантов + интуиция.
Если опыта нет, то перед автором встает задача выстроить сцену так, чтобы лис мог себя проявить с положительной стороны.
- Лис надевает наушники, и закрыв глаза чешет мимо спящей собаки. Собака просыпается и съедает лиса. Лис выглядит не умным или хитрым, а пожёванным. Нарочитое пренебрежение безопасностью персонажа не красит.
- Лис надевает наушники, и закрыв глаза чешет мимо спящей собаки. Собака просыпается и на неё падает рояль из деревенского дома культуры. С роялем выглядит бредово. Однако, игроки легко заменяют рояль на другую случайность и суют это на серьезных щах в игру.
- Лис надевает наушники, и закрыв глаза чешет мимо спящей собаки. Собака просыпается, но лис поёт ей колыбельную-заклинание и чешет дальше. Здесь нарочитое пренебрежение безопасностью компенсируется и выглядит уже как некий кич. Заодно даёт обманку читателю "мол, а он дурак, щас его пожуют; о, шельмец, выкрутился". Но здесь надо заранее повесить ружьё - "заклинание", да профессионал так делать не будет, ибо лишний риск.
- Лис выясняет время, когда хозяев нет дома, когда они вернутся. Определяет мёртвые зоны собаки - куда она не достанет из-за цепи или ещё как. Прорабатывает основной путь и несколько резервных, а также где можно затаиться и только тогда отправляется в путь. Ещё может захватить заклинание-колыбельную.
И как этой хитрой заднице то подстроить проблему, спросите вы?
1. поместить в курятник неумелую лисицу, которая забраться смогла, а вот выбраться боится. Проблем — море, а главное, что они никак не снижают доверие к лису, так как он вместо того чтобы делать глупости (хотя спасение незнакомых лисиц может быть не очень умным) вынужден проявлять свои навыки сверх обычного.
2. цепочка неопасных случайностей, помноженных на некоторое пренебрежение опасностью (свойственное для профессионалов) или небольшую ошибку.
3. сделать причину неудачи внешней. Что-то разбудило собаку (сойка, например), хозяин в этот раз вернулся раньше обычного
а в курятнике голый лис и куры кричат, это не то что ты думаешь. Сотоварищ лиса, который в первый раз "на задании" имеет полное право косячить всеми доступными способами не снижая авторитет персонажа — главное обосновать, что они то тренировались ранее, но вот в реальности нервишки шалят.Надо заметить, что глупость, это не только когда герой что-то такое очевидно бестолковое совершает, но и когда он по своей воле берёт в свою команду источник-проблем. Можно, конечно, пояснить, что знаменитый Лис Гроза Курятников плохо разбираетсяв других лисах и не умеет подбирать себе команду, но как же он тогда дожил до сего дня?
Оригинал статьи: Автор ту дэй
Как писать диалогиАвтор: Эльвира БарякинаДиалоги — это одно из самых проблемных мест в рукописях начинающих писателей. Как всегда, наиболее распространенная ошибка — это избыточность: ненужные описания, ненужные реплики, ненужные «украшательства». В диалогах особенно важно соблюдать принцип «Краткость — сестра таланта». Помните, что несколько лишних слов могут сделать разговор героев вялым или смехотворно вычурным.Рассмотрим типичные ошибки:ЗАТЯНУТОСТЬНепрерывный диалог не должен быть слишком длинным, иначе это замедляет динамику произведения. Разговор героев подразумевает реальное течение времени, тогда как в целом сюжет развивается намного быстрее.Если продолжительный диалог все же необходим, то его следует разбавлять — например, описанием действий, эмоций героя и т.п. Блестящий пример хорошо выписанного диалога — сцена обеда профессора Преображенского и доктора Борменталя в «Собачьем сердце» Булгакова.Еще один способ скрасить длинный диалог — пересказать его отдельные части:Скуки ради думный дворянин Ендогуров рассказывал, о чем болтают бояре в государевой Думе, — руками разводят, бедные: царь со своими советчиками в Воронеже одно только и знает, — денег да денег. Подобрал советчиков, — наши да иноземные купцы, да людишки без роду-племени, да плотники, кузнецы, матросы, вьюноши такие — только что им ноздри не вырваны палачом. Царь их воровские советы слушает.— А. Толстой «Петр I»В одном абзаце уместилось то, что прямой речью было бы отображено на целой странице.БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬДиалог замедляет темп развития сюжета и, следовательно, акцентирует внимание именно на этой части романа. Чем продолжительнее диалог, тем на большее внимание он претендует. Поэтому крайне важно не засорять его фразами, не несущими полезной информации.Девушки попрощались:— До свидания!— Всего хорошего!— Очень рада была вас видеть!— Приходите к нам в гости!— Непременно придем. В прошлый раз нам очень у вас понравилось.— Ну, право же, не стоит. Ну что ж, прощайте!Можно было бы ограничится одной фразой: «Девушки попрощались».Аналогичная проблема — повторы одной и той же мысли:— Неужели так и сказала: уходи?— Да, именно так.— Я не могу поверить.— Клянусь! Я тебе передал все слово в слово. Так и сказала: уходи.— Я не верю. Ты, верно, что-то перепутал.Исключения из этого правила, разумеется, могут быть, но все же следует помнить, что пустой диалог — это скучно, а скучное читатель пропускает.НЕЕСТЕСТВЕННОСТЬДиалог должен звучать естественно. Не стоит употреблять в разговоре героев сложносочиненные предложения на пять строк или выражения, которые не используются в разговорной речи.— Тебе нужно регулярно поливать ростки, потому что иначе им неоткуда будет взять влагу, столь необходимую для их питания и полноценного развития.Так не говорят. Предложение лучше перефразировать:— Не забывай поливать ростки, а то они засохнут.Исключения из этого правила: когда по авторской задумке герой должен выражаться по-книжному.Еще одна проблема: копирование устаревших выражений. Автор в детстве зачитывался Дюма и у него в подкорке засело, что «так можно и нужно писать». В результате получается следующее:— Тысяча чертей! — воскликнул офис-менеджер, выключая компьютер. — Ах, будь я проклят, если я не отомщу этим канальям!При этом автору в голову не приходит, что слова «тысяча чертей», «будь я проклят» и «каналья» не используются в разговорной речи уже лет сто.Чтобы проверить диалог на естественность звучания, читайте его вслух. Вычурные слова будут резать ухо.НЕСООТВЕТСТВИЕ ДИАЛОГА СИТУАЦИИ ИЛИ ХАРАКТЕРУ ГЕРОЕВВ романах новичков сплошь и рядом встречаются сцены, когда злодеи в пылу битвы беседуют с героями о добре и зле: длинными предложениями с деепричастными оборотами. Если вы думаете, что это нормально, попробуйте в течение пяти минут колотить подушку и одновременно пересказывать сказку о колобке. Получилось нечто связное? Снимаю шляпу.Казалось бы это элементарно: бегун сразу после марафона не может давать пространные интервью, пожарник в пылающем здании не может просить: «Василий Иванович, подайте мне, пожалуйста, брандспойт!»... И тем не менее, подобные ошибки являются одними из самых распространенных.ПЕРЕБОР С АТРИБУЦИЕЙПо возможности убирайте авторские комментарии в диалогах: «сказал он», «произнесла она» и т.п.Иван взглянул в лицо Маше.— Какая ты все-таки молодец, — сказал он.— Если бы не ты, у меня бы ничего не получилось, — отозвалась она.— Да брось, не стоит, — проговорил Иван.Убираем «сказал он», «отозвалась она», «проговорил Иван» — и смысл не потеряется. Читателю абсолютно понятно, кто что произнес.Аналогичная проблема — лишние наречия и прочие «уточнения».— Это нечестно! — всхлипнула девочка плаксиво.В данном случае наречие дублирует смысл глагола. «Всхлипнула» вполне достаточно.Еще хуже смотрятся штампы:— Сейчас я с тобой расправлюсь! — зловеще ухмыльнулся Император.— Умоляю, отпустите меня! — душераздирающе закричала девушка, заламывая руки.«ГОВОРЯЩИЕ» ГЛАГОЛЫ И ЯРЛЫКИПо возможности старайтесь не снабжать реплики героев излишне «говорящими» атрибутивными глаголами. Эмоции должны передаваться самой сутью сцены, а не приклеенными ярлыками.Есть писатели, которые пытаются обойти правило исключения наречий, накачивая стероидами атрибутивные глаголы по самые уши:— Брось пушку, Аттерсон! — проскрежетал Джекил.— Целуй меня, целуй! — задохнулась Шайна.— Ты меня дразнишь! — отдернулся Билл.— С. Кинг «Как писать книги»Не следует также постоянно напоминать читателю: вот этот герой — негодяй, а вот этот — прекрасный принц. Когда негодяи «злорадно скалятся», а принцы «презрительно поднимают брови» — это верный признак того, что автор писал, «надменно игнорируя здравый смысл». Опять же — характеризовать персонажа должны его слова и поступки.ДЛИННЫЙ ДИАЛОГ ИЗ КОРОТКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ— Ты куда?— В деревню.— А что там?— Ничего.— А зачем?— Надоело.— Почему?— Ты не поймешь.Подобный диалог выключает образное мышление. Читатель начинает видеть не мысленную картинку, а буквы. Если односложное перекидывание словами абсолютно необходимо по сюжету, то его надо разбавлять описаниями.АКЦЕНТ И ИСКАЖЕНИЕ РЕЧИС передачей акцента и искажениями речи надо быть очень аккуратным. Если у читателя хоть на миг возникнет затруднение в прочтении фраз типа «’eволюция — это п’ек’асно», то от буквальной передачи акцента следует воздержаться. Достаточно упомянуть, что герой картавит.ОДНОТИПНАЯ АТРИБУЦИЯ— Я пошла в магазин, — сказала Маша.— Не забудь купить сушек, — сказала бабушка, отсчитав ей деньги.— А мне конфет! — сказал папа из-за двери.Не стоит раз за разом повторять одинаковые атрибутивные глаголы, иначе внимание читателя зафиксируется именно на этих словах. Если вам сложно подобрать атрибутивный глагол, вставьте фразу, которая будет описывать действие героя, а потом — его реплику.— Я пошла в магазин, — сказала Маша.Бабушка отсчитала ей деньги.— Не забудь купить сушек.— А мне конфет! — послышался папин голос из-за двери.Читателю абсолютно понятно, что «не забудь купить сушек» сказала бабушка. Перестроенная фраза «послышался папин голос из-за двери» тоже позволяет избежать очередного «сказал».НЕУДАЧНОЕ ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ ФОКАЛЬНОГО ПЕРСОНАЖАЕсли вы уже упомянули, как зовут вашего героя, и что именно он является фокальным персонажем, не обозначайте его словами, указывающими на пол, возраст, профессию, социальный класс, должность и внешний вид. Например: «мальчик», «бухгалтер», «графиня», «нищий», «неряха». Читатель глядит на созданный вами мир глазами фокального персонажа, соответственно, он никак не может «называть себя» стариком или охотником. Это определения для других людей, для тех, с кем общается фокальный персонажПетя, затаив дыхание, смотрел на Машу. Ему вспомнилось все — и путешествие на дачу, и велосипедная прогулка, и купание в пруду.— Ты надолго приехала? — спросил он.Маша пожала плечами.— Посмотрим. Надо дождаться отца — он решит.— Оставайся! — чужим голосом проговорил юноша.«Юноша» выбивает читателя из образа Пети. Чтобы сцена смотрелась органично, надо называть людей и предметы так, как это делал бы сам фокальный персонаж. Очевидно, что сам себя он может называть только по имени, фамилии или прозвищу, которое ему нравится.УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ В ДИАЛОГЕ— Здравствуй, Маша!— Здравствуй, Петя! Как я рада тебя видеть!Что неправильно? Во время разговора мы практически никогда не называем людей по имени. Поэтому данный диалог звучит фальшиво.ПЕРЕСКАЗ СЛОВ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА— Я встретил Машу. Она сказала: «Петя, почему ты заходишь ко мне в гости?» — «Потому что мне некогда», — ответил я.Старайтесь либо вообще избегать прямой речи в прямой речи, либо передавать слова третьего лица так, как они звучат в обычном разговоре. Например:— Сегодня Машу встретил: она спрашивает, куда я пропал. Я соврал, что у меня нет времени.ПЕРЕСКАЗ ТОГО, ЧТО ГЕРОИ И ТАК ЗНАЮТЧасто начинающие авторы пытаются ввести читателя в курс дела с помощью диалога. И вот два эльфа заходят в таверну «У зеленого тролля» и начинают пересказывать друг другу историю Срединного королевства, в котором они живут:— Ты же знаешь, пару лет назад орки напали на наши северные границы и сожгли пять городов. И тогда король Сигизмунд Пятнадцатый выделил триста тысяч воинов на боевых драконах...— Да, эта битва недаром вошла в летописи. Помнишь, как они захватили Волшебный Камень Всезнания?— Конечно, помню.НЕКОРРЕКТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ВЫРАЖЕНИЙИностранцы в романах новичков нередко говорят на своем родном языке с дикими ошибками. Если вы не уверены, как правильно пишется фраза, проконсультируйтесь у высокопрофессионального переводчика или у носителя языка.ПЕРЕБОР СО СЛЭНГОМ И МАТОМЕсли ваш герой «ботает» исключительно «по фене», читатель может его «не догнать». А если герой будет «ботать» больше абзаца, читатель может закрыть вашу книгу и больше никогда к ней не вернуться.Мат в литературе допустим только в малых дозах и только к месту. Исключения — авангардные романы, выходящие в полуподпольных издательствах тиражем в 500 экземпляров.Какими свойствами должен обладать хорошо прописанный диалог?1. Он должен быть абсолютно необходим, т.е. без него невозможно развитие сюжета или раскрытие личности того или иного героя.Пример: разговор Скарлетт и Эшли в библиотеке (М. Митчелл «Унесенные ветром»)2. Каждый из героев должен разговаривать на своем собственном языке. Его надо наделить любимыми словечками, заранее продумать, как он будет строить фразы, каков у него лексический запас, какой уровень грамотности и т.п. То же самое касается излюбленных жестов и поз. Этот прием позволит не только проговорить нужную по сюжету информацию, но и создать достоверный образ.— «Нимфа», туды ее в качель, разве товар дает? — смутно молвил гробовой мастер. — Разве ж она может покупателя удовлетворить? Гроб — он одного лесу сколько требует...— Чего? — спросил Ипполит Матвеевич.— Да вот "Нимфа"... Их три семейства с одной торговлишки живут. Уже у них и матерьял не тот, и отделка похуже, и кисть жидкая, туды ее в качель. А я — фирма старая. Основан в тысяча девятьсот седьмом году. У меня гроб — огурчик, отборный, любительский...— И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев»При этом следует помнить, что герои не могут вести себя со всеми одинаково и разговаривать в одной манере и с королевой, и с портовым грузчиком.3. Читатель должен ясно представлять себе, где и в какое время суток находятся герои. Вокруг них надо создать живой мир — с запахами, звуками, обстановкой, погодой, освещением и т.п. Но излишне увлекаться описаниями тоже не стоит. Используйте «ключи»: есть ряд образов, упоминание которых тут же настраивает читателя на определенный лад. Например, раскат грома — это тревога и знак перемен; пение птиц — безмятежность; свечи — уют, интимная обстановка (в некоторых случаях — одиночество) и т.п.Вечер в конце июня. Со стола на террасе еще не убран самовар. Хозяйка чистит на варенье ягоды. Друг мужа, приехавший на дачу в гости на несколько дней, курит и смотрит на ее обнаженные до локтей холеные круглые руки. (Знаток и собиратель древних русских икон, изящный и сухой сложением человек с небольшими подстриженными усами, с живым взглядом, одетый как для тенниса.) Смотрит и говорит:— Кума, можно поцеловать руку? Не могу спокойно смотреть.Руки в соку, — подставляет блестящий локоть. Чуть коснувшись его губами, говорит с запинкой:— Кума...— Что, кум?— Знаете, какая история: у одного человека сердце ушло из рук и он сказал уму: прощай!— Как это сердце ушло из рук?— Это из Саади, кума. Был такой персидский поэт.— И. Бунин «Кума»4. Для более четкой визуализации действия показывайте читателю, что герой не только говорит, но и жестикулирует, передвигается, гримасничает и т.п.— Ай-яй-яй! — воскликнул артист, — да неужели ж они думали, что это настоящие бумажки? Я не допускаю мысли, чтобы они это сделали сознательно.Буфетчик как-то криво и тоскливо оглянулся, но ничего не сказал.— Неужели мошенники? — тревожно спросил у гостя маг, — неужели среди москвичей есть мошенники?В ответ буфетчик так горько улыбнулся, что отпали все сомнения: да, среди москвичей есть мошенники.— М. Булгаков «Мастер и Маргарита»Если герой испытывает сильные эмоции, не рассказывайте, а показывайте это.— Тебе никогда не стать космонавтом! — воскликнул злобно Иван.То же самое можно написать следующим образом:Лицо Ивана побагровело, кулаки сжались.— Тебе никогда не стать космонавтом!Чувствуется разница?5. Тщательно следите за тем, чтобы речь героев соответствовала месту, времени, настроению и индивидуальным особенностям героев. Если человек проснулся с похмелья, он вряд ли сможет шутить с девушками; если зэку-лесорубу упала на ногу кувалда, он не воскликнет: «Ай, как больно!»6. Длина предложений в диалогах должна соотносится со скоростью развития событий. В кризисных ситуациях человек говорит кратко; дома у камина может позволить себе цветистые обороты и поэтические сравнения.
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых