Гардухи или горцы, а если конкретно, то здесь идет речь только о тех, которые обитают в Южной части Аппенидов, примыкающей к морю. В давние времена они приняли учение Пророка Бохми и с тех пор формально признают над собой власть калифа и шаханшаха, правда, никто никогда не заметил их в том, чтобы горцы жили по законам издаваемым белуджистанским «царем царей». Выглядят горцы колоритно – горбоносы, волосаты, у них смуглая кожа. Бороды не носят, но носят щетину считающейся у них признаком мужественности.
Страну свою они называют Гардистан, представляя ее границы от Нурастана на Севере, до моря на Юге, включая туда часть горных земель Эквилии на западе и Шензана на востоке. Не ищите ее на карте, Гардистан существует только в головах горцев. Крупных городов гардухи не строят, предпочитая ютиться в тесных селениях где каждый дом - крепость. Очень воинственны. Часто совершают набеги то на Империю, то на Восточное Побережье. В редкие зимние месяцы, когда перевалы в горах закрыты и набегать не на кого - дерутся друг с другом. потому кровная месть у них в чести. Племена у моря, частенько промышляют прибрежным пиратством. Нормальных кораблей строить не умеют, подстерегая добычу (например одинокого купца) скрываясь среди прибрежных скал и островов.
Номмады. Еще их называют
хаммады или
хаммадийцы. Суровые кочевники Великой Пустыни. Ярые фанаты "Руки Пророка", многоженства и как особой фишки - сухого закона, чем заметно отличаются от бединов у которых в традиционных ремеслах есть виноделие. единого государства не имеют, представляя собой враждующие друг с другом разрозненные племена. Как можно догадаться, национальное занятие номмадов, помимо войны, это скотоводство, в частности разведение верблюдов и лошадей. Занимают в Атраване самую большую территорию, из которой 80% это пустыня. Состоят из 4 крупных племенных объединений:
акхмары (в Центре),
азрабеи (на Западе в одноименной провинции);
гюльмины (на Севере);
заахиры (на Юге)
Особого единства среди номмадийских племен нет. Номмадам вообще сложно друг с другом договориться.
Акхмары, население центральной Хаммадии. Имя их переводится как "красные". Они действительно красные, без малого преувеличения, так очень любят красный цвет. Для них это цвет войны и крови, цвет огня, пожирающего врагов и отчаянной доблести. Народ они беспощадный к врагу и ненадёжный в дружбе. Уважают только себя и своих старших. Нравственность очень низка, суеверие велико. Легко ссорятся друг с другом, междоусобицы средь них довольно частое дело. Война – их прямая врождённая потребность и поглощает все интересы. Единственное военное дело при котором акхмар будет последним - это отступление. Пленных не берут принципиально, ибо попасть в плен для акхмара - позор.
Азрабеи - жители провинции Азрабея. Представляют собой смешение кочевников номмадов и оседлых чернокожих земледельцев. Единства в плане веры средь них нет. Есть среди них и бохмиты и исариане и язычники. С остальными номмадами (да и со всем остальным Атраваном) отношения у них непростые. Враждебные. Новую веру принимали плохо. Азрабеи любят показывать свою удаль, от этого чаще других становятся ворами и разбойниками. Уклад их матриархальный, женщины не скрывают лиц, их мнение является определяющим. На мужчинах лежат только вопросы войны.
Заахиры- полукочевые племена Юга. Полностью и абсолютно почитают Пророков. В вере доходят до фанатизма, проистекающего от дремучести. Трудно найти грамотного заахира, или такого, кто хоть раз держал бы в руках книгу не собираясь спалить ее на костре. Торговлю любят так же как и войну. Совсем не любят сельский труд, но ремесленников в своем обществе уважают. Женщина в обществе захиров существо абсолютно бесправное и едва ли неодушевленное. Ее мнения никогда не спросят, ею дорожат не больше чем хорошим конем (а может и меньше), недаром страх всех бединок стать женой заахира. Колдовства не жалуют. Жестоко преследуют и притесняют язычников и иноверцев.
Гюльмины - самое северное племя хаммадийцев. Считаю себя прямыми потомками жителей древнего мааритского царства и к другим пустынникам относятся с презрением. Образ жизни ведут полукочевой. Лето проводят в кишлаках у гор, зимой, когда просыпаются реки и наступает сезон дождей - уходят в пустыню на пастбища. Вера в Пророков приживается у них плохо. Большинство гюлиминов тайно или явно поклоняются старым богам. Земледелием и ремеслами не занимаются, считая труд уделом рабов. Все мужчины и даже женщины гюльминов занимаются войной и только войной. Грабят соседние племена, служат в качестве наемников в чужих армиях, разбойничают на караванных тропах.
Бедины.
- темнокожие люди Атравана, кожа их цвета молочного шоколада или какао. Бединская знать обычно светлее кожей нежели простонародье, так как предпочитают брать в жены иноземок. Являются последователями "Руки Пророка" и ведут активную торговлю с народами Срединного моря. Язык бединов изобилует буквами «х», «ф» и «р» и на слух не слишком благозвучный, напоминает не то рычание, не то шипение. Бедины рабовладельцы, но заветы оставленные им Пророком запрещают обращать в рабство единоверцев, потому бедины отлавливают диких ийланов или покупают у горцев захваченных ими в плен имперцев. В остальном бедины не слишком воинственный народ. Они земледельцы и виноделы, их белуджистанское вино считается одним из лучших в Амалирре, а рисовая «огненная» брага, которую гонят простые крестьяне, пользуется всяческим уважением у суровых вояк со всего континента. Славятся многоженством, склонностью к фатализму перед Алуитом.
Женщины бединки носят свободные длинные платья, при этом незамужние оставляют открытой левую грудь (мужей приманивают – не иначе!).
Мармариды – имя их означает «народ моря», так как селились они вблизи морского побережья. Внешний вид их нечто среднее между бедином и тавантинцем. Они светлокожи, черноволосы, кучерявы и горбоносы. Вера их нечто среднее между исарианством и бохмизмом, мармаридские богословы не считают злостными еретиками всех, кто не почитает Пророка и славит Единого не так как, он говорил, называя их просто «неверными», но не разделяют и ортодоксальность номмадов и считают, что невозможно понять Новое Священное Писание, если отвергать Старое. Они в равной степени почитают и Единого и Мессию и Пророка, и не видят в этом ничего предосудительного.
Мармариды хорошие мореплаватели, соперничающие в морях с гордландцами и морейцами и неисправимые фаталисты, что позволяет им без колебаний идти вперед даже когда более опытные и искушенные морейцы предпочитают повернуть назад. Подчиняются единому с бединами правителю шаханшаху.
Шенази (или
исайриты) – черные люди, живущие в санджаке Шензан, Офире, а так же в Центральной Хаммадии по западной оконечности реки Апр. Ни внешне, ни по языку не отличаются от бединов, но ни под каким предлогом не хотят отождествлять себя с ними. Все шенази – исариане, сохранившую веру в Мессию даже после того как номмады заставили весь остальной Атраван чтить Пророка. Религия оставила заметный отпечаток на традициях и национальном менталитете шенази. Занимаются земледелием, ремеслами, виноделием, до сих пор они презирают торговлю и считают, что давать деньги в рост – самый тяжкий грех. В обязательном порядке едят лук и чеснок (запах от них идет соответствующий, отчего бедины и хаммады зовут их еще «зловонным народом»). Под особым запретом вкушение сырого мяса – даже умирая от голода праведный шенази не может есть его сырым. Многоженство у шенази не в ходу, в брак вступают только в зрелом возрасте. Мертвецов, и вообще кладбищ, боятся панически. Мертвых стремятся хоронить как можно дальше от селений, запутывая дорогу так, чтобы покойный родственник не смог пойти по их следам. Будучи иноверцами обречены платить тяжкую дань. Помимо подушной платы серебром, они обязаны ежегодно отправлять в услужение шаху 1 тыс юношей и 1 тыс девушек от 8 до 15 лет. Часть их становятся рабами, часть превращают в воинов-гулямов.